Имена Бога в религии, каббале и оккультизме.

Большинство магических практик в западной магической традиции подразумевают призыв, изгнание, обращение к определенной сущности, божеству, духу, ангелу, демону и так далее. В таких практиках, само собой, используются имена.

            Имена — это практически всегда магические формулы, но не все магические формулы являются именами.

            Сюда можно отнести 72 имени Творца, часть из которых рассмотрена далее в этой главе. Каждое из них имеет конкретную суть и задачу, которую оно выполняет. Например, вибрируя имя Elohim Gebor, маг использует марсианский аспект и хочет принудить или наказать вызываемого духа. То есть он своим правильным произношением и вложенной личной силой вызывает на ментальном плане некий процесс, влияющий на конкретную цель.

Типы имен в нисходящем порядке:

  1. Истинные имена

Дают власть над сущностью или процессом. Практически всегда звучат как беспорядочный поток букв. Выглядеть это может, например, вот так: “KHDACRLAHL”. Носитель всегда скрывает его в тайне.

  1. Имена сущностей, но не являющиеся истинными.

Не являются тайными и выражают некие свойства объекта. Часто это имена богов и демонов, данные или придуманные людьми. Власть они не дают, но пригодны для эвокации.

  1. Имена и названия людей, предметов и т.д.

Не дают никакой власти, так как потеряли свое изначальное значение и роль.

***

Имена как таковые принадлежат к ментальному плану и являются по своей сути неким подобием машинных кодов компьютера. В каббале каждой букве алфавита ставится в однозначное соответствие число, которое можно рассматривать как некий код. Каждый предмет имеет первичную причину, относящуюся к высшему ментальному плану и истинное имя, относящееся ментальному плану более низкого порядка. Идея предмета объединяет множество предметов, а имя соответствует только данному, конкретному предмету[1].

Имена первого типа дают власть над предметом. Маг, знающий истинное имя демона, получает полную власть не только над ним, но и над всеми подчиненными ему духами, становясь во главе этой конкретной иерархии.

Имена можно получать разными путями. Например, с помощью доски Уиджи, маятника, навыков медиума, прямого вызова сущности через подчинение или договор и т.д. Для этого отлично подходят планетарные квадраты, ибо маг может активировать квадрат и с помощью маятника получить имя духа. Но нужно знать конкретный планетарный аспект.

Конечно, их нужно проверять на общую правдивость и мелкие ошибки. Дабы их не допустить нужно уметь принудить духа предоставить хотя бы имя для эвокации и отличать истинное оно или нет. Это придет со временем и обширными теоретическими познаниями.

Если маг работает с конкретной сущностью – стоит взять не только ее имя, в идеале истинное, но и сигиллу/печать. Сигиллу, само собой, можно построить самому, (см. главу 5), но лучшие – именно те квадраты, печати и сигиллы, которые получены напрямую от духов, ангелов или демонов.

При этом имена редко используются самостоятельно. Из них и связующих слов лучше формировать магические формулы, которые включают в заклинания под конкретные задачи.

Любой адепт ищет имена существ, чья служба позволит решать различные бытовые или магические задачи. Много готовых имен, сигилов и квадратов можно найти в различных гримуарах.

Главное здесь – умение понять и отличить истинное имя от лживого, ибо любой бес с перекрестка назовет вам со смехом десяток различных имен.

Маг, знающий имена бога, имеющий “доступ” к использованию может их произношением и вибрацией влиять на порядок вещей. В иудаизме подобных людей так и называли – Баал-Шем, что значит “Владеющий именем”. Аналогичная работа есть во многих культурах и религиях, но разниться из-за языковых и национальных особенностей. Так как изложенная в этой книге магическая система строится на базе каббалы – основой для адепта станет иврит, буквы которого были рассмотрены в предыдущей главе. Они отлично накладываются не только на Древо Жизни и Древо Смерти, но и на старшие арканы Таро, где каждый аркан выражает какой-то из аспектов творения.

Анализ слова через призму соответствующих ему арканов Таро (каждой буквы) может быть хорошим выбором наравне с другими каббалистическими методами.

Иврит разделяется на древний, язык Торы и современный, т.е. разговорный. Для начала вам хватит букв и их понимания вместе с практическими навыками, такими как вибрирование. В идеале для дальнейшей работы желательно овладеть хотя бы беглым разговорным ивритом.

***

Магическая формула — это слово, число или выражение, иллюстрирующее суть магического осмысления законов мироздания или принципов ритуала на тех глубинных уровнях понимания, достичь которых другими средствами может быть нелегко.[2] Они заклинания в готовой форме или их составные части.

Смыслом же любого магического ритуала является то, что все без исключения магические ритуалы направлены на соединение Макрокосма с Микрокосмом[3].

Основная задача формул состоит в выражении воли мага с дальнейшим воплощением ее в жизнь путем ритуальной работы. В Западной Магической Системе многие из них строятся на различных методах. Каббалистические методы позволят проанализировать несколько приведенных ниже формул, понять их устройство и механику работы. А после глубокого понимания этой главы – адепт научиться создавать собственные заклинания из этих или других составных частей.

В предыдущих главах говорилось о каббалистическом философском алфавите. Для того чтобы результативно его использовать, адепт должен выучить и полноценно понять Древо Жизни и Древо Смерти вместе с соединяющими Сферы/Клипы – путями.

 

Формула Тетраграмматона

YHVH, 1=10

Тетраграмматон – греческое слово, в буквальном переводе значащее “Имя, состоящее из четырех букв”. Это слово заменяет произношение “непроизносимого имени Бога”, как его именуют в иудаизме.

Имя состоит из четырех букв Иврита Йод-Хе-Вав-Хе, соответствующих четырем стихиям. В транслитерации латиницей его записывают в виде YHVH или IHVH.

Это имя Создателя раскрывает его суть, Волю и Намерение. Является его именем в прямом смысле, в отличие от таких имен, как Elohim Gebor или Adonai.

Данное имя отражает модель творения мира Великим Демиургом вместе с индивидуальным духовным Восхождением человека. По своей природе – сефиротическое.

Гематрическая сумма – 26.

Кратко разберем значение четырех букв:

Йод – символизирует Отца. Высшая форма Меркурия. Творец миров[4]. Точка, из которой был создан мир.

Буква Сефира Стихия  
Y Хокма Огонь  
 
H Бина Вода  
 
V Тифарет Воздух  
 
H Малкут Земля  
 

Хе – “Окно”, “Дыхание”. Это и вдох, и выдох, формирующий речь. Которой был создан мир. В формуле это женское начало, мать.

Вав – “Гвоздь”, “Сын”. Плод союза первых двух букв, часто означает Дух.

Хе – конечная Хе. Трон для Духа.

Это имя произносилось Первосвященниками трижды в торжественных случаях по одно либо по две буквы. Обратное чтение третьего имени YHVH (HVHY – Chavaioth) принимается символом анархии (царства дьявола) и соответствует прямому или обратному круговому движению креста Кватернера[5].

Рисунок 10. Буквы непроизносимого имени.

Согласно учению Блаватской, Тетраграмматон — ключ к общей пифагорейской формуле единства во множестве, Единого, проявляющегося во многом, наполняющего многое и все целое.

     

Теневая эманация Творца

HVHY, 2=11

Формула описывает Теневую Эманацию Творца, будучи теневым отражением YHVH. Если YHVH через четыре буквы своего имени провел творение на всех мирах от духа к материи (согласно каббалистическому мироустройству), то HVHY (HVHI в другом варианте написания) стремится уничтожить все созданное первым и сотворить обратный процесс – от материи к духу. Эта эманация Бога – бездумна, в противовес YHVH.

Согласно утверждению Элифаса Леви[6], имя HVHY – это истинное имя Дьявола или чего-то схожего, однако это не верно, так как христианский Дьявол –  всего лишь один из эгрегоров со своим пантеоном в разных человеческих культурах. На самом деле, оба эти имени выражают божественные импульсы творения и разрушения. Титулом HVHY, как и YHVH, является El, проявляющий божественный импульс. Сторона HVHY (клипотическая Ситра Ахра) полностью зеркальна противоположной (Древу Жизни), суверенна и имеет свою иерархию сущностей высшего и низшего ранга.

Данная формула – клипотическая по своей природе. Вопрос функциональных имен и титулов для Противоположного (Теневого) Бога может представлять сложность для Адепта из-за исторически малого количества и скрытности школ Каббалы Клипот. Здесь я привожу имя Азерат[7] (Алеф-Зайн-Реш-Алеф-Тет).

Гематрическая сумма этого имени равняется 218, что выставляет ее как 2=11, в противоположность творящему значению 1=10.

В отличие от YHVH, Азерат записывается буквами Иврита Противоположной Стороны, которые мы разбирали ранее.

Рассмотрим и проанализируем это имя через буквы, которыми оно записано:

            Алеф – “Бык”, мужское начало. Обычно это лидер или отец. Клипотическая Алеф всегда двойственна по своей природе.

            Зайн – “Меч”, разделитель, отделяющий двойственного Бога Клипот от единого Бога Сефирот.

            Реш – управляющая власть, точка приложения направленной воли HVHY.

            Алеф – вторая Алеф, второй лидер или отец. Суть, разрезанная мечом надвое. Имеющая ровно такую же власть, как и первая Алеф.

            Тет – “Змей”, разум, зло. Кульминация влияния власти двойственного Азерат.

Практика вибрирования аналогична YHVH, по буквам. Энергетически AZRAT не равно HVHY, в чем вы можете убедиться сами. Первая более энергетически затратная и может быть опасной для мага исходящими из нее энергиями.

Данная эманация Теневого Бога более активна и динамична. Бездумна, но под контролем разума. Она всецело равна YHVH, отражая его полную противоположность.

 

Формула Пентаграмматона

YHShVH – формула состоит из четырех букв Тетраграмматона с добавление Шин, олицетворяющей святой дух. Символизирует человека и бога-сына в человеческом теле. Буква Шин здесь означает искру божественности, находящейся в каждом человеке от рождения.  И в тоже время — это фундаментальный выбор, состоящий в развитии этой искры в сефиротической или клипотической эманациях. Происходит из христианской каббалы.

AGLA

Является нотариконом фразы «Ateh Gibor Le-Olahm Adonai» («Ты вовеки могуч, о Господи!»). Важна тем, что часто используется в изгоняющих заклинаниях и артефактах. Клипотический вариант AGLA направляет результат (например, жертву) к Азерат либо демону, которому она посвящена.

AL

Божественное имя, соотносящееся с тремя высшими сефирот. Означает “Бог”, используется постоянно. Произносится как “Ель”.

ALIM

Множественное число мужского рода от AL.

ALHIM

“Елохим” – множественная форма от ALHVH (“Элоа” – богиня). Является составной частью некоторых часто используемых имен бога, например, Elohim Gebor. Это имя соответствует Гебуре.

Шемхамфораш

(Разделенное имя)

Шемхамфораш – древнееврейская фраза, означающая «явное имя», «имя, ясно произносимое». Агриппа в III кн. «Оккультной философии» называет Шамхамфораш «разделённым именем»[8].

            Также это талмудическое название Тетраграмматона, что отличает его от других имен Бога. Его использовали в том числе для замены формулы YHVH.

Основана на каббалистических гримуарах XII-XIII вв. «Сефер ха-бахир» и «Книга ангела Разиэля». В них говорится о могуществе имени Бога, которое Моисей произнёс на Синае при неопалимой купине, и описывается способ его формирования (цит. по Разиэлю):

«Должен сказать так: приказываю тебе, Анаэль, Хасдиэль и Цадкиэль этим Именем, что сделается так и так. Это имя получается из трех стихов „И двинулся“, „И пришел“, „И простер“ [Исход, 14:19-21]. Нужно переставить их один с другим, начало с концом, и конец с началом. Это и будет Великое Имя, объяснимое в 72 Именах».

Таким образом, Божественное имя из 216 букв получается на основе трех стихов книги Исход (14:19–21), написанных бустрофедоном (см. ниже). Из трёх строк выбираются столбцы по 3 буквы, в результате чего получается 72 имени Бога, каждое из которых соотносится с одной из 72 квинант (наборов из пяти степеней) Зодиака.

Одним из первых эту тему разрабатывал известный еврейский каббалист Авраам Абулафия, который в своей книге «Chayey Ha’Olam Ha’Bah» («Жизнь мира будущего», 1280) описывает медитацию на эти 72 имени. Он же является основателем метода медитации путем перестановки букв, что и используется для формирования 72-х имён.

 

 

Исход (14:19–21):

 

וַיִּסַּע מַלְאַךְ הָאֱלֹהִים הַהֹלֵךְ לִפְנֵי מַחֲנֵה יִשְׂרָאֵל וַיֵּלֶךְ מֵאַחֲרֵיהֶם וַיִּסַּע עַמּוּד הֶעָנָן מִפְּנֵיהֶם וַיַּעֲמֹד מֵאַחֲרֵיהֶם׃

И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;

וַיָּבֹא בֵּין ׀ מַחֲנֵה מִצְרַיִם וּבֵין מַחֲנֵה יִשְׂרָאֵל וַיְהִי הֶעָנָן וְהַחֹשֶׁךְ וַיָּאֶר אֶת־הַלָּיְלָה וְלֹא־קָרַב זֶה אֶל־זֶה כָּל־הַלָּיְלָה׃

И вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь.

וַיֵּט מֹשֶׁה אֶת־יָדֹו עַל־הַיָּם וַיֹּולֶךְ יְהוָה ׀ אֶת־הַיָּם בְּרוּחַ קָדִים עַזָּה כָּל־הַלַּיְלָה וַיָּשֶׂם אֶת־הַיָּם לֶחָרָבָה וַיִּבָּקְעוּ הַמָּיִם׃

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.

 

 

Каббалисты и герметисты выдвинули предположение о соответствиях между 72 именами Шемхамфораша и множеством других предметов, таких, как Псалмы, карты Таро и прочее. Именно благодаря гибкости первого его принято считать ключом к сотворению всех вещей и искусств. Иногда его называют 72 листьями древа жизни.

Эти имена издревле ассоциировались с 72 ангелами и 72 демонами, описания которых можно найти в “Гоетии” (Малом Ключе Соломона).

Имена 72 ангелов образуются добавлением к божественным именам суффиксов Йод Хе (יה, -iah, -иа) или Алеф Ламед (אל, -el, -эль).  Каждый из них управляет определенными термами (отрезками протяженностью в пять градусов) зодиака.

Папюс называет эти суффиксы «божественными именами» и в качестве пояснения ссылается на некое место в Писании: «Ангел мой будет идти перед вами, смотрите на него, так как он несет на себе Мое великое имя»[9].

Элифас Леви в книге «Clefs majeures et clavicules de Salomon» изобразил на Тетраграмматоне 24 точки, “которые являются двадцатью четырьмя аллегорическими старцами святого Иоанна”, имеющие по три луча.

Таким образом, пишет он, “мы формируем шестьдесят и двенадцать имен, которые пишутся по два на тридцать шесть талисманов”, изображения которых он затем и приводит в этом каббалистическом гримуаре[10].

Рисунок 11.    Шемхамфораш.

Рисунок 11.    Шемхамфораш.

Это имя часто писалось на изданиях Гоетии, и по мнению Стивена Скиннера и Дэвида Рэнкайна, Шемхафораш – это действительно самый важный ключ к работе по методу “Гоетии”. Если воспользоваться простой аналогией, то это “Шемхамфораш” – все равно что слово “пенициллин”, написанное крупными буквами перед каталогом бактерий[11]. Он позволяет обуздать и подчинить “гоетических” демонов.

Полная таблица ангелов и демонов Шемхамфораша с кратким написанием имен находится в Приложении 9 этой книги.

ARARITA

Имя Бога, нотарикон выражения “Едино твое начало, едина твоя индивидуальность, твоя перестановка едина”, появилось в каббалистическом трактате “Книга Созерцания”. Вместе с именем AHIH выражает единство Творца в статике и динамике.

 

[1] Sator. 40 Уроков Магии. С.93

[2] Брат Марсий, Сестра IC. Основы магии Телемы / М.: Издательство “Ганга”, 2015. С.535

[3] Алистер Кроули. Магия в теории и на практике. М.: Издательство “Ганга”, 2013. C.64

[4] Брат Марсий, Сестра Ис. Буквы Иврита в магии и Таро. – М.: Издательство “Ганга”, 2015. С.70.

[5] Мёбес Григорий Оттонович. Курс энциклопедии оккультизма. Н. Новгород: А. Г. Москвичев, 2018. С. 42.

[6] Элифас Леви. Ключ к тайнам. https://studopedia.org/6-5718.html

[7] Templum Falcis Cruentis. Книга Ситра Арха. Гримуар драконов другой стороны. М.: Клуб Касталия. 2018. С.18

[8]  Agrippa von Nettesheim Heinrich Cornelius. Three books of occult philosophy / ed. Tyson D. — USA: Llewellyn Publications, 2009. — P. 478.

[9]  Папюс. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке — М.: РИПОЛ классик: ЛАДА, 2004. — c.279—280.

[10] Леви Э. Большие ключи или Ключики Соломона. Изд. 2-е. — М.: Энигма, 2015. — 128 С.

[11] Stephen Skinner, David Rankine. The Goetia of Doctor Rudd. London. Golden Hoard Press, 2007. – P. 71.

 

Брат Сергей