Масонский запон (фартук) – имеющий особое значение именно для масонов символ, который не так хорошо известен широкой непосвящённой публике. Имеет историческое происхождение от вольных каменщиков – в средние века профессиональные каменщики были весьма почётной ремесленной группой и рабочий фартук каменщика являлся отличительным знаком. Кроме того, положение и вид запона отличал подмастерье от мастера. Масонский запон в настоящее время также используется, прежде всего, для обозначения положения масона в его ложе, это своего рода масонский «парадный мундир». Но начинает ученик – масон с белоснежного запона, сделанного из кожи ягненка, что символизирует невинность его помыслов и чувств, его моральную и этическую чистоту и соответствие кодексу поведения, чтобы он мог получить доступ в Небесную ложу, которой управляет Великий Архитектор Вселенной.
Однако, у фартука есть и другое назначение, т.к. врядли масонам для работ с тонкими енергиями нужен запон, подобный каменщицкому. Скорее он подобен набедренной повязке, которую Гуру надевает малолетнему ученику в знак его прохождения церемонии Упанаяны (одевания священной нити – джахнави, и инициация в Гаятри-мантру и изучение Вед).
Почему именно фартук одевается на пояс прикрывая именно низ живота? Исходя из строения человеческого тела и, его (тела), связи и взаимного влияния с Космосом, можно развить многие параллели…
Известный древний закон тождественности микрокосма и макрокосма утверждает, что не существует других различий между окружающей нас безграничной Вселенной и ограниченной внутренней вселенной человеческого тела, кроме одного – уверенности индивидуума в том, что он отличается от окружающей его Вселенной. И Вселенная и человек находятся в полной взаимосвязи друг с другом – как в хорошую, так и в не очень, стороны. Все создания содержат хотя бы искру Вселенского сознания, которое и есть Абсолют (Создатель, Великий Архитектор), хотя не все могут адекватно выразить это сознание. В общем, все сакральные Знания нынешней цивилизации направлены на преодоление дульной природы человека и приведения его в сознательное гармоничное соединение с Создателем, причем соединение должно быть на всех Планах, включая физический.
Человеческое тело – это сосуд, который через нервную систему наполняется сознанием. Позвоночник и спинной мозг распространяют сознание от мозга, полюса наибольшей осознанности, называемого в ведической традиции Шива, к копчику, полюсу наибольшей плотности. При этом каждая клетка тела проявляет свою форму осознания, зависящую от свойств этой клетки. В основании позвоночного столба, в тонком теле, пребывает энергия индивидуализации, ведическая традиция называет ее Шакти, она имеет космическую природу, являясь причиной нашего личного и отдельного «Я». Шакти имеет две составляющие – Чит-Шакти и Майя-Шакти. Как нет различия между добром и злом в мире осознанности, так и енергии Шакти сосуществуют в одном канале создавая разнонаправленные потоки реальности – одна начинает танец с Шивой, ведущий к соединению с Абсолютом, другая создает все новые илюзии, уплотняя Майю и полностью погружаясь в нее. В обычном индивиде Майя-Шакти или Эго пребывает в нижней части спинного мозга, оно подвластно земному притяжению во всех смыслах этого слова. Усилия, которые нужно приложить для преодоления гравитации – это развитие в своем теле силы, сравнимой с нею. Для создания таких сил существуют разнообразные практики, тренирующие и тело, и сознание, потому что лучшим средством есть гармоническое развитие и первого, и второго. Пока личность отождествляет себя с физическим миром и физическим телом – Кундалини – енергия Шакти, ведущая к соединению с Макрокосмосом – спит. Когда эта личность пробуждается к восприятию Космического бытия – Кундалини пробуждается и ищет своего соратника Шиву – Космический разум. Тогда человек способен понять единство всего внешнего и внутреннего и воспользоваться Силой, принадлежащей ему самому и Вселенной одновременно.
Процесс подъема энергии Кундалини связан с прохождением пути от Муладхары чакры (копчика), Свадхистаны – чакры, до Сахасрары чакры (макушка головы). В каббалистической традиции это путь от сефиры Малкут через Йесод к Кетер. Хорошо, если этот путь максимально будет очищен, чему, возможно способствует, белый цвет запона ученика, который размещается как раз в области Муладхары и Свадхистаны и, вообщем то, Манипуры. Наверное, предполагается, что процес проведения работ Ложи, когда все одевают запоны, происходит более успешно, поскольку такая геометрия одежды помогает сосредоточенности членов ложи на трех верхних чакрах, поддерживая их высокие вибрации.
На самом деле процесс подъема Кундалини достаточно сложен. Вот как его опиывает ведическая традиция: канал для прохождения енергии Кундалини называется Сушумна–нади. Нади – это енергетические каналы человеческого организма и всего их 72 000, это ефирные нервы, которые служат проводниками Праны. Серединная Сушумна–нади проходит через центр тонкого тела и по левую сторону от нее проходит Чандра–нади Луны , а по правую Сурья–нади Солнца. Ширина этих каналов примерно тысячная доля толщины волоса. Лунная и Солнечная нади входят в Сушумну, соединяются с ней в Муладхаре и восходят в область Аджны (третий глаз). В Аджне Лунная и Солнечная нади спускаются в левую и правую ноздри, тогда как Сушумна поднимается в Сахасрару. Ноздри называют Ямуна – левая и Ганга – правая, активный период работы каждой нади примерно полтора часа и, более активная Лунная нади соответствует расслаблению, покорности и охлаждению, в противоположность – Сурья–нади дает нагревание, активизацию желаний и властные функции. Именно сплетения нади и образуют чакры. Так Муладхара расположена в сплетении четырех нади, она обозначается квадратным желтым Элементом Земли. Вход в Сушумну-нади обозначается головой змеи-Кундалини. Над Муладхарой расположена Свадхистана (в области лобка) с шестью лепестками и обозначаемая белым полумесяцем Элемента Воды. Затем возле пупка расположена Манипура-чакра, с десятью лепестками и обозначает Элемент Огня. Кундилини лежит, свернувшись как змея, в Муладхаре. У нее три с половиной кольца. Три относятся к т.н. Трем Гунам (Саттве, Раджасу и Тамасу) и половина – к пасти Змеи – Эго. Прохождение энергии Кундалини вдоль всех чакр означает рождение Силы, впитавшей в себя все вибрации, присущие физическому человеку и имеющее цель слияние этой енергии с Космической в чакре Сахасрара. Хотя реально Сахасрара не есть чакрой, поскольку в нее входит одна нади, символично это изображается как стебель Лотоса. Соединение Шивы и Шакти рождает Божество с качествами женщины и мужчины, и человек при этом освобождается от жесткого влияния прошлых карм и способен на реализацию своего истинного предназначения, поскольку у него появляется способность различать чувства, мысли и влияния и проникать в суть вещей, событий и намерений. Именно это и есть целью большинства осознанных личностей, которыми, конечно же, есть истинные масоны.
Один из широко известных каббалистических афоризмов описывает взаимозависимость двух сфирот: «Кетер пребывает в Малкут, — гласит этот афоризм, — а Малкут — в Кетер, но иным образом». Каждая из двух этих сфер заключает в себе вторую, но каждая — по-своему. В единстве Кетер бесчисленные отдельные объекты Малкут пребывают как потенциальные возможности в пределах нерасчлененного единства, а в разнообразии Малкут высшее единство Кетер пребывает как «объект», заключающий в себе все прочие объекты. Реальными словами можно это описать именно как рождение канала от Малкут к Кетер позволяет выйти на новый уровень реальности и пользоваться новой законодательной базой в отношениях с Мирозданием, что в ведической традиции называют танцем Шивы и Шакти.
Подобную работу на тему масонского запона я нашла у брата Бр. Gregory H. Peters, Ложа Бирмингем № 400 F&AM, Великая ложа Калифорнии. 32° ДПШУ, долина Бирмингема, Компаньон KingSolomonChapterNo. 95, она освещает немного другую сторону его езотерического значения. Уважаемый брат почему то считает, что Змея Кундалини находится в Свадхистане. Но это не так, поскольку именно Муладхара имеет прямую связь с Сахасрарой, а Свадхистана с Аджной, точно также, именно Малкут отождествляется с Кетер напрямую, а с Йесод будет блуждать по всему дереву Сфирот. Но – это лично мое мнение и об этом можно дискутировать.
Так что символизм и атрибутика масонов есть очень захватывающая система, где можна найти влияния и проявления тысячелетнего опыта человечества.
Один из широко известных каббалистических афоризмов описывает взаимозависимость двух сфирот: «Кетер пребывает в Малкут, — гласит этот афоризм, — а Малкут — в Кетер, но иным образом». Каждая из двух этих сфер заключает в себе вторую, но каждая — по-своему. В единстве Кетер бесчисленные отдельные объекты Малкут пребывают как потенциальные возможности в пределах нерасчлененного единства, а в разнообразии Малкут высшее единство Кетер пребывает как «объект», заключающий в себе все прочие объекты. Реальными словами можно это описать именно как рождение канала от Малкут к Кетер позволяет выйти на новый уровень реальности и пользоваться новой законодательной базой в отношениях с Мирозданием, что в ведической традиции называют танцем Шивы и Шакти.
Сестра О.М.