Исторические аспекты Вольного Каменщичества

Тема исторических аспектов Вольного Каменщичества, а попросту история развития (становления) масонства на мой взгляд и сложна и проста одновременно. Сложна, потому, что из всего представленного во всемирной паутине пласта информации необходимо отыскать именно тот, который соответствует действительности, а не является выдумкой профанов, поскольку такие работы не просто не помогут найти ответ на вопрос, а внесут полную путаницу в сознание и понимание. А еще сложность заключается в том, что работы, которые предоставлены исследователями и несут научную ценность, работы Вольных Каменщиков на эту тему, уже все нам рассказали и добавить что-то новое, человеку, который только ступил на путь исследования, который только начал познание – будет весьма проблематично. Простота же заключается в том, что информация по этой теме есть, есть с чем работать, есть что изучить и конечно же сделать какие-то выводы, которые можно обсудить с членами Ложи.
В данной работе, мне хотелось бы более уделить внимание историческим аспектам Вольного Каменщичества в Украине периода 18-19 вв и истории Украины Новейшего времени.
Конечно же, базисом работы будет небольшой исторический экскурс в становление Вольного Каменщичества, как это происходило, какие Уставы существуют, каковы их основные отличия и что в них общего.
Итак, начнем.
Определить точное время появления вольных каменщиков довольно сложно, поскольку история масонства довольна специфична, так как письменных документов о деятельности масонов почти нет.
Карл Клауди в своей работе предлагает нам отправиться во время жречества Древнего Египта и иудеев времен Египетского пленения (XVI-XIV в.в. до н.э.), но в тоже время переносит наш взгляд на Римские Коллегии Архитекторов, тогда их еще не называли масонами в нашем понимании и у поминает, что многие из членов Коллегий Архитекторов были христианами. Если обратиться к истории христианства как такового, то историки говорят, что это I век н.э. который длился в период с 01.01.1 года по 31.12.100 года по юлианскому календарю.
Разбег колоссальный.
Обращая свой взгляд на работу Вика Спарова «Полная история масонства в одной книге», он ссылается на тот факт, что знаменитый исследователь масонства англичанин А.Г. Маккей в своей «Энциклопедии вольного каменщичества» приводит 12 точек зрения на происхождение масонств, каждая из которых имеет своих приверженцев и апологетов.
Маккей в этой связи писал следующее: «Проблема происхождения вольного каменщичества и источника, давшего рождение институту масонства, каким он является сегодня, вызывает среди масонских авторитетов большой разнобой во мнениях и больше дискуссий, чем любая иная тема в литературе, посвящённой этому движению. Те, кто писал об истории масонства, в разные времена относил его происхождение к следующим источникам:
1) патриархальной религии;
2) древним мистериям;
3) к храму царя Соломона (где сам Соломон есть персонификация универсальной мудрости);
4) к крестоносцам;
5) к рыцарям-храмовникам (тамплиерам);
6) к римским коллегиям ремесленников;
7) к гильдиям каменщиков Средневековья;
8) к розенкрейцерам 16 столетия;
9) к Оливеру Кромвелю;
10) к претенденту, ратовавшему за восстановление династии Стюартов на британском престоле;
11) к сэру Кристоферу Рену, построившему собор Святого Павла;
12) к доктору Дезагюлье и его коллегам.»
Клауди же в своей работе упоминает, что историк Финдел обнаружил, что термин «франкмассон» появился еще в 1212 году, а Маккей утверждает, что движение началось в 1717 году благодаря упомянутому доктору Дезагюлье, одному из основателей современного спекулятивного масонства.
Работа Клауди поведает нам о том, что история франкмасонства начиная от эпохи строительства соборов вплоть до Реформации и постепенного упадка строительного искусства займет не один том повествования, но подчеркивает важный момент – масоны были гораздо большим, нежели просто архитекторами и строителями, они были художниками, духовными вождями, учителями, математиками и поэтами своего времени. В их ложах спекулятивное масонство росло рядом с оперативным искусством.
В век, когда очень трудно было получить стоящее образование, а образованных людей можно было встретить нигде, кроме церкви, было естественно, что глубокие и мыслящие люди мечтали оказаться среди масонов и принадлежать к их Ордену.
Такие люди, однако, не хотели заниматься оперативной каменщической работой и в течении семи лет проходить ученичество, пишет Клауди, – поэтому для них была создана особая ниша, этих людей приглашали вступить в Орден как «принятых Каменщиков», то есть принятых как ассоциированные члены, имеющие что-либо предложить и желающие получить что-либо в обмен от ложи, но разграниченные с оперативными каменщиками титулом «Принятые».
Желая стать архитекторами и строителями, в Орден вступали и церковники. Искателей свободы также влекло в Орден, члены которого пользовались беспрецедентной для того времени свободой.
Со временем, всё больше и больше людей становились Принятыми каменщиками, и всё меньше и меньше становились оперативных масонов-строителей. К примеру, в Ложе Абердина в 1670 году из 49 имен списка членов, 39 были Принятыми Каменщиками – такую вот историю поведал своим читателям Клауди в одной из своих замечательных работ.
На сегодняшний день, известно, что существует 19 масонских уставов, в этой работе, в качестве примера, будет приведено только некоторые из них:
– Устав Современных
– Устав Древних
– Шведский устав
– Устав Болдуина
– Итальянский философский устав
– Устав строителей Соломона
– Древний и принятый шотландский устав
– Йоркский устав
– Устав Эмулейшин
– Французский устав
– Устав Мемфис-Мицраим
Из них уставы: ДПШУ, Йоркский, Эмулейшин, Французский – наиболее распространены во всем мире, все остальные имеют гораздо ограниченное распространение, некоторые уже и вовсе не используются.
Евгений Кузьмишин в своем труде «История Масонства в документах» писал следующее: «В семнадцатом веке масонские ритуалы были гораздо проще, чем в следующие столетия, они обязательно выполнялись в рукописной форме и никогда не печатались. Они приобрели известность только через очень небольшое количество рукописных заметок в качестве исключения из правил, и в ходе того, то некоторые тайны были раскрыты. Изучение этих документов показывает, что они развились довольно значительно с течением времени.
В восемнадцатом веке, после реорганизации практики, после основания первой великой ложи, древние и современные практики ритуала снова стали очень похожи, и сейчас отличаются только небольшим количеством важных моментов, такими как отводимая роль определенным символическим элементам, как сообщение паролей или отсылки к более или менее важным аспектам христианской религии».
Некоторые уставы не допускают членство в Ложах женщин.
С 1740-х, появляются новые различия. Кроме традиционных ритуалов первых трех градусов – что объединяет между собой все масонские уставы, – появляется большое количество дополнительных степеней, многие из которых были только вариантами друг друга, или остались в стадии проекта, или никогда не практиковались. Это умножение масонских ритуалов привело к различным инициативам по стандартизации практик и установлению их в определенной последовательности и стабильности – об этом поведал энциклопедический словарь Боркгауза и Эфрона.
В качестве примера различий, рассмотрим ДПШУ, который довольно широко распространен и ДИУММ, который распространен не так сильно и является более специфичным по причине того, что это устав эзотерического масонства.
ДПШУ: основан в 1801 году в Чарльстоне (США) на базе Великих конституций 1786 года. Имеет 33 градуса. Первоначально, устав предназначался для градусов выше степени мастера, начиная с 4-го градуса, обычно он практиковался в рамках двух организации – взаимодополняющих, но отличных друг от друга:
– Великая ложа – которая объединяет первые 3 масонские степени;
– Организация дополнительных степеней во главе с Верховным Советом, который включает в себя структуры с 4-го по 33-й градус.
Данный устав практикуется Великой Ложей Украины, в состав которой входят 8 лож.
ДИУММ: общее название разных синтезированных в один уставов египетского направления масонства и реорганизованных под влиянием Гарибальди в 1881 году. Содержит в себе наибольшую систему масонских степеней (по разным данным от 99 до 100) за всю историю масонства. Наиболее широко распространен среди лож Великого востока Франции. ДИУММ первоначально явился интеграцией двух египетских уставов: Египетского устава Мицраима и Восточного устава Мемфиса, история развития которых началась приблизительно в 1805 году во время Египетского похода наполеона, среди солдат которого были масоны.
Масонство в Украине
О самой истории масонства в Украине известно довольно таки не много. Масонская Ложа «Ланжерон» подает такую историю:
Одним из создателей масонства в Украине был легендарный рыцарь Яков /Джеймс/ Кейт, шотланский лорд Кингстон и Кантор. Он родился он в 1696 г. и был младшим братом Джона Кейта-Кингстон-Кантор-борца за независимость Шотландии и масонского гросмейстера Англии и Шотландии. В 1725 г. он нанимается на военную службу в Испанию для того, что бы строить масонские ложи в этом государстве, а в 1728 г. переходит на службу в Российскую империю и назначается подполковником Измайловского полка. В 1734 г. Я. Кейт попадает в Украину, где командует объединенным войском из русских полков и украинских казаков, командует русско-украинским войском при осаде крепости Очаков. В 1736-1738 гг. он организует оборону Украины от нападений татар и турок. В 1739-1741 гг. Я. Кейт -Управитель Малороссии /наказной гетман украинских казаков/. Несмотря на свое шотландское происхождение, Я. Кейт отстаивает автономные права Украины, одергивает шовинистов и пытается воспрепятствовать ограблению Украины. Он посвящает в масонство некоторых представителей украинской казацкой аристократии. С 1739 г. Я. Кейт становится гросмейстером масонской провинции Украины и России, Белоруссии (Великим Провинциальным Мастером). Я. Кейта считали в Украине мудрым, честным и благородным руководителем.
В 1747 г. Я. Кейт уволился с российской службы и переходит на службу к королю Пруссии Фридриху ІІ, который был главой масонов Германии. Я. Кейт стал ближайшим советником короля, маршалом Пруссии. Однако в 1758 году гибнет в бою. Джеймса Кейта отличали мужество, военный талант, высокие нравственные качества. В масонских песнях указывалось, что Я. Кейт «Огонь священный в Руси возжег. Храм премудрости поставил. Мысли и сердца исправил. И в нас братство утвердил». В 1731 году совместно с капитаном Джоном Филипсом /провинциальным гросмейстером/ он заложил основы московской ложи как отделения Великой ложи с центром в Англии.
В 40-х гг. ХУІІІ в. на Западной Украины польские шляхтичи стали создавать масонские ложи. Западная Украина так и осталась до ХХ в. частью польской масонской провинции где главную роль играла польская шляхта /ложи «Трех братьев» в Вишневке, «Трех богинь» в Львове и др./
Одной из блистательных фигур той эпохи и пожалуй самым известным украинским масоном был последний украинский гетман, граф Кирилл Григорьевич Розумовский /Разумовский//1728-1803 гг./. Известный острослов, философ, покровитель наук и искусств, друг Ломоносова, Сковороды, Моцарта, еще юношей становится президентом Российской академии наук. В 1750 г. возрождается гетманское правление в Украине и гетманом избирается К. Розумовский. Вокруг него образуется группа реформаторов-масонов из украинских шляхтичей: секретарь гетмана Мартос, шляхтичи: Качубей, Дараган, Закревский, Полетика, Апостол, Гамалия, Капнист, Родзянко, Ханенко… Они мечтали о масонской Украине, о превращении казачества в рыцарский орден, пытались создать первый в Украине университет, возродить вольности Украины, ввести в Украине наследственное гетманство рода Розумовских. Среди «птенцов» Розумовского были выдающиеся ученые, члены масонских лож. Григорий Сковарода / 1722-1794 гг./ и Семен Десницкий /1740-1789 гг./ Про первого мы знаем многое и то, что его философия была практически масонской и то, что он, вероятнее всего, был членом масонской ложи «Бессмертье»/основана в Киеве 1784 г./ хотя масоном стал еще в 50-е гг. ХУІІІ ст. С. Десницкий – сын казака из Нежина, обучался в университете Шотландии. Благодаря масонским связям он был приятелем Блэйка, Смита, Миллера, Новикова. Семен Гамалия /1742-1822/ -у ченик Г.Сковороды, выдающийся философ-мистик. Он происходил из шляхетского казацкого рода, Гамалия закончил Киево-могилянскую академию, впоследствии служил в Сенате. Он перевел сочинения Якова Беме, писал философские трактаты и стихи. Учениками Г.Сковороды были так же масоны: литератор и историк М. Антоновский и биограф Г.Сковороды М. Ковалинский, ректор Московского университета, создатель отечественной агрономии Антин Прокопович-Антоновский. В Киеве в 80-90 гг. возникают ложи «Бессмертия», «Три колоны», в Кременчуге, Дубно и Житомире возникло по две ложи…

МАСОНСТВО В УКРАИНЕ В ХІХ В.

В начале Х1Х века принадлежность к масонам стало правилом хорошего тона в среде аристократии Украины. Возникает «Волынская ложа», ложа «Иордан» в Феодосии /одним из основателей был граф Ланжерон/, ложи в Екатеринославе, Луцке, Остроге, Полтаве, Харькове, Буцкивке, Камянце-Подольском, Чернигове, Нежине, Николаеве, Виннице, Немирове, Креминчуге и др. городах. На Слобожпнщине масонской организацией была «Палицынская академия» в которую входили последователи Г.Сковороды. С масонством было связано и «Малороссийское тайное товарищество». Это общество, созданное масоном В. Лукашевичем ставило своей целью возрождение независимости Украины. В Харькове первые масоны появились после приезда туда в 1764 г. профессора, мистика Виганда. В харьковской ложе «Умирающий сфинкс» находились попечители Харьковского университета А. Перовский и З. Карнеев, выдающийся украинский писатель П. Гулак-Артемовский. Да и сам университет в Харькове был создан стараниями масонов. С 1825 г. руководителем харьковских масонов стал попечитель университета О. Перовский – наследник славного рода Разумовских. В 1841 г. масон П. Гулак-Артемовский стал ректором Харьковского университета. Полтавская ложа «Любовь к истине» объединила аристократов и деятелей искусства. В ней выделялись В. Капнист – известный поэт и общественный деятель, В.Григорович – преподаватель Академии художеств, А.Величко- выдающийся матиматик, И.Котляревский – основоположник украинской литературы. В ложи было множество высших чиновников канцелярии малороссийского генерал-губернатора М. Репнина, который очевидно был сам масоном. Князь М.Репнин имел репутацию либерала и «украинского автономиста» и был женат на дочери гетмана-масона Разумовского, покровительствовал И.Котляревскому и Т.Шевченко. Киевская ложа «Объединенных славян» свою ментальную работу соединила с развитием и пропагандой славяно-федералистических идей, выступая за государственность славянских народов.
Западная Украина и Правобережье в первой трети Х1Х века продолжали находиться под юрисдикцией польских масонских лож. Эти ложи были политизированы и представляли собой центры национально – освободительной борьбы польского народа. Так «Национальное масонство», «Патриотическое товарищество» и «Рыцари храма» добивалось воссоздания Великой Польши.
В 1822 г. масонские ложи в Российской империи были запрещены. Ряд декабристов, ок. 120 человек, были, в свое время, масонами. В их числе и руководители заговора. Этот факт подтолкнул Николая І повторить указ о запрещении масонских лож в 1826 г. Долгое время считалось, что на этом история масонства в Украине заканчивается. Но в действительности масонство ушло в глубокое подполье и практически отказалась от системы лож в Украине. Отдельные масонские мастера проводили инициации считанных новичков и никоим образом не распространяли информацию о масонстве. Известно, что в 40-е гг. Х1Х в. к масонам принадлежал балтский помещик С.Дениско. Есть основания считать, что Кирилло-Мефодивское братство находилось под масонским влиянием и посвященными в масонские тайны были П.Кулиш и Т.Шевченко. Во второй половине Х1Х в. среди украинских масонов мы встречаем М. Драгоманова, основоположника украинского освободительного движения.

МАСОНСТВО В УКРАИНЕ НАЧАЛА ХХ ст.

Как мощное общественно-политическое движение масонство начало возрождаться в начале ХХ в. Создание первых украинских и российских лож связано с профессором М. Ковалевским, одним из основателей социологии и парижской Высшей школы общественных наук. Он был признанным лидером российских либералов, членом Государственной Думы. В то время в Украине уже существовали масонские ложи: «Святой Владимир » в Киеве, «Любовь и верность» в Полтаве. В 1900-1905 гг. в Украине открываются ложи: в Киеве-«Великая ложа Украины», «Северное сияние», в Харькове – «Шевченко», в Полтаве-«Кирилло-Мефодий», в Чернигове-«Братство». В 1900 г. проходил первый Украинский масонский конгресс на котором были представлены, кроме перечисленных, масонские ложи Одессы, Житомира, Каменца-Подольского. Одесскими масонами были открыты ложи: «Истина», «Святой Иордан», «Звезда Востока». В Харьковскую ложу «Возрождение» входили: руководитель Временного правительства А.Керенский, М.Ковалевский, В.Немирович-Данченко, генерал-губернатор Лорис-Меликов и др. До 1919 г. масонские группы существовали в Екатеринославе /Днепропетровске/, Виннице, Ялте, Херсоне, Ровно, Бердичеве…
Наиболее влиятельными на Украине были ложи: «Киевская зоря -Правда» и «Великая ложа». В первую входили: барон Ф.Штейнгель, член Государственной Думы А.Вязлов, лидеры украинского политического движения М.Грушевский, С.Ефремов, А Никовский, В.Прокопович, И.Шраг… В «Великой ложе» состоял Симон Петлюра, а в ложе «Нарцисс»- будущий гетман, генерал П. Скоропадский. Мартинистская ложа «Нарцисс» патронировала ложи мистического масонства: «Иордан» (Феодосия), «Северное сияние»(Киев), «Кирилл и Мефодий» (Полтава). В одном только Киеве, перед 1917 г., было около двадцати лож и ок. тысячи масонов.
К началу 1917 г. масонские ложи России были, в большинстве своем политизированы и находились под руководством лож «Великого Востока Франции». Большое количество «партийцев» (октябристов, кадетов, эсеров, народных социалистов, прогрессистов), составивших костяк масонских лож, толкали движение к решению сложных социальных, политических, морально – этических проблем с помощью революции.
Одним из самых активных масонских лидеров предреволюционной России был А. Керенский. От имени центрального масонского Конвента он контролировал ложи Украины. Украинские ложи считались наиболее сильными, многочисленными в империи и играли важную роль в выработки масонской стратегии и тактики для всей империи. В 1914 г. в Киеве был создан Обласной Совет масонских организаций (для украинских территорий).
Большинство лож принадлежало «Великому Востоку», но были отдельные ложи регулярной «Великой ложи» и мартинистов. В 1912 г. состоялся первый Конвент масонских лож Российской империи, на котором председательствовал будущий лидер Временного правительства, а в 1912 году заместитель главы Государственной Думы М. Некрасов. По требованию М. Грушевского, который занимал ведущие место среди украинской масонерии, созданную Конвентом организацию назвали «Великий Восток народов России». В 1916 г. украинские масоны собрали денежные средства на революцию, а в марте 1917 г. масоны Украины мирно перехватили власть у царских администраторов. М. Грушевский стал главой Центральной Рады, А.Никовский -товарищем главы Центральной Рады, барон Штейнгель- членом Национального конгресса. По линии государственной власти масонами были: комиссар Киева Василенко, начальник Киевского военного округа Оберучев, глава Киевской и Правобережноукраинской судебной палаты Григорович- Барский.
Масоны – украинцы М. Терещенко и Н. Василенко стали соответственно министром финансов и товарищем министра просвещения во Временном правительстве. Однако, с лета 1917 г. между масонами настроенными на сохранение «великой России» и масонами, что ратовали за украинскую независимость, возникли серьезные противоречия, которые привели вскоре к развалу связей между масонами Петрограда и Киева. М. Грушевский и его единомышленники пошли на конфликт с Керенским в вопросе создания национального государства. Кроме лож, которыми руководили Грушевский и Штенгель в Киеве существовали ложи мистического масонства: «Астрея»,«Нарцисс», «Андрея Первозванного», во Львове ложа «Единство».
Во второй половине 1917 г. масонов Украины пытаются объединить два новых лидера: адвокат С. Маркотун и глава военного секретариата С. Петлюра. В конце 1917 г. началось создание новой независимой от «Великого Востока народов России» национальной масонской системы – «Великой ложи Украины», которую возглавил Великий мастер С. Петлюра.
В конце 1917 г. центр деятельности масонства был перенесен в Киев, в связи с захватом Москвы и Петрограда большевиками. Название «Великий Восток народов России» было заменено новым- «Масонство народов Востока Европы». В начале 1918 г. к киевскому «Областному совету масонских организаций» перешли права Верховного Совета масонства.
Генерал П. Скоропадский (гетман Украинской Державы в апреле – декабре 1918) был масоном, братом ложи «Молодая Украина», которой руководил С. Моркатун. Некоторые министры Гетманщины были членами масонских лож.
С приходом власти к Директории УНР масоны еще более укрепились в руководстве. Премьер-министром стал масон В.Чеховской, командующим войсками и вторым лицом в Директории С.Петлюра. С февраля 1919 г. власть в Директории и УНР полностью переходит к С.Петлюре. Но единства между масонами Украины не было нарастал конфликт за первенство в масонстве между Моркотуном и Петлюрой, между «самостийниками» и федералистами. В результате Моркотун был вынужден в сентябре 1919 года уехать во Францию, не сойдясь с Петлюрой в вопросе о «федерации Украины и России». Петлюра формировал кабинеты министров исходя из масонского принципа (масоны – премьер В.Прокопович, министры А.Шульгин, А.Ливицкий и др.). В апреле 1919 г. Петлюра обратился к мировому масонству с просьбой поддержки УНР. Петлюра показывал, что в Украине сложилось масонское движение, которое объединено «Великой ложей Украины»- 7 лож, 83 кружка, 800 масонов. В 1919 г. Украину посетил представитель «Великого Востока Франции» Ш.Дюбрель. После своего вояжа он предложил масонам и правительству Франции признать УНР. В 1920 г. во Франции, Польше, Швейцарии, в городах где проживали украинцы – эмигранты стали создаваться масонские ложи. В феврале 1920 г. в Париже было основано «Объединение славянских масонов»
В 1920 г. «Великую ложу Украины» признала «Великая ложа Швейцарии» и до 1932 г. в Женеве была расположена штаб-квартира украинской ложи. В Париже «Великую ложу Украины» так и не признали из-за интриг Моркотуна. Но после приезда С.Петлюры и В.Прокоповича в Париж и др. там был открыт масонский «Верховный Совет Украины», который объединил украинских масонов -эмигрантов из Франции, Швейцарии, Румынии, Польши. Убийство Петлюры, в 1926 году, в Париже, и судилище над Петлюрой нанесло серьезный удар по украинской масонерии в Западной Европе.
«Красный террор» 1918-1920 годов привел к уничтожению всех политических оппонентов большевиков в числе которых было много масонов. Но ,удивительно, что в СССР , до 1929 года ,в атмосфере тайны и секретности масоны продолжали собираться. Масонские ложи «Рассвет» и «Свет правды» подпольно действовала в Киеве до 1929 г. В 1929-1933 гг. в Украине травят интеллигенцию, причем в числе репрессированных в те годы .можно обнаружить многих масонов «призыва» 1900-1918 гг. В 1932 году масонерия решила объединить подпольные ложи в СССР, которые, по данным масонов- эмигрантов еще существовали в СССР. Было решено посвятить Ю.Терапиано в 33 градус и тайно направить в СССР для руководства «подпольным масонством». Последние данные о масонах в Украине первой трети ХХ в., относятся к 1933 г. Тогда киевские масоны обратились в Международную масонскую ассоциацию с сообщением о «тайных работах» и заявили протест против голодомора – уничтожения украинского крестьянства.
Украинские братья в 30-х-50-х гг. во Франции входили в объединенные русско- украинские ложи «Астрея» и «Гамаюн». Во Франции в начале 60-х гг. создался круг новых украинских масонов: И.Мусянович, Л.Гузар, братья Вирсты, С.Татарула, В.Феденко и др. которые создали украинскую ложу «Голос Украины» №117 Великой Национальной Франции, существующую и по сей день.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1. История изначального становления и развития масонства не исследована, вплоть до 1717 года, когда уже началось развитие масонства в современном его понимании и начали сохранятся источники информации.
2. Задокументировано, что в 1740 году появляется большее количество степеней, а не только основные 3.
3. Существуют уставы, которые между собой разнятся, в основном это количество степеней, ритуалами, отводимой ролью символическим элементам, как сообщение паролей или отсылки к некоторым аспектам религии.
4. Основателем масонства в Украине был рыцарь Яков Кейт.
5. В 1822 г. масонские ложи в Российской империи были запрещены. Николай І повторил указ о запрещении масонских лож в 1826 г. Долгое время считалось, что на этом история масонства в Украине заканчивается. Но в действительности масонство ушло в глубокое подполье и практически отказалась от системы лож в Украине.
6. В конце 1917 г. началось создание новой независимой от «Великого Востока народов России» национальной масонской системы – «Великой ложи Украины», которую возглавил Великий мастер С. Петлюра.
7. В конце 1917 г. центр деятельности масонства был перенесен в Киев, в связи с захватом Москвы и Петрограда большевиками. Название «Великий Восток народов России» было заменено новым- «Масонство народов Востока Европы». В начале 1918 г. к киевскому «Областному совету масонских организаций» перешли права Верховного Совета масонства.
8. Новый рассвет масонского движения в Украине начался после провозглашения Украиной независимости в 1991 году.

 

Брат М.Н.