Масонская честь

Масонская честь: честность и надежность являются краеугольным камнем основания масонской чести; долг перед семьей, страной и Богом; смерть во грехе ради возрождения в добродетели; действие в границах меры и внимание голосу справедливости.
Учитывая исторические корни масонство и социальное происхождение многих масонов прошлого – легко прийти к выводам, что осознание таких понятий как честь – всегда было важным для всех организаций различных уставов и отдельных братьев. Кроме того, общество впитало многие ценности организаций, от которых масонство ведет преемственность, – например средневековые цеховые организации.
Вступая в братство, каждый соискатель добровольно берёт на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в клятвы. Брат осознает свой долг перед Богом, гражданский долг и долг перед самим собой. Много информации и непосредственно традиция передается человеку через символические истории, которые сообщаются при посвящении в каждый градус.
Они включают в себя большой исторической контекст, а также символический и эзотерический смысл. Поведение героев историй и конечный смысл должен передавать брату определенные позитивные установки на поведение в Ложе и в жизни, а также в социуме. Важно, что этика и философия масонства опирается на монотеистические религии, античную культуру и многие другие вещи, призванные выразить ту самую этику морали, которой должен соответствовать каждый масон.
Много времени уделено христианской морали, либо морали того общества, где существует ложа, например, в исламского обществе – могут быть некоторые отличия. Важным элементов масонской этики является вовлеченность в благотворительность, непосредственно либо через благотворительные организации.
Невзирая на то, что политических вопросов внутри ложи касаться не принято, масонская мораль и представление о чести сильно связаны непосредственно с государством. Фактически каждый брат может иметь свое мнение на политическую обстановку в своей стране, но масонская мораль и честь указывает как брат должен относиться к различных социальным и религиозным конструктам:
– Государство.
Лозунг Великой Французской Революции “Свобода Равенство Братство” – в достаточной мере выражает взгляды на государство, место отдельного человека в нем и мнения относительно власти и тирании. Многие политические деятели, например, Гарибальди, Ататюрк, Боливар, Вашингтон были масонами.
– Просвещение.
Масонское отношение к знанию как к ценности и просвещению масс отражается как в самой организации, так и в деятельности многих его членов, что были причастны к литературе, искусству, просвещению масс.
– Религия.
Невзирая на то, что в ложи некоторых уставов принимают атеистов, вера в Единого Бога, не обязательно в форме конкретной религиозной конфессии очень важна. В ложах устава АПРММ – вера в Бога обязательна, на алтаре лежит Библия. Многие клятвы произносятся “перед Богом и братьями”. В своей жизни брат находится под взглядом Творца (Великого Архитектора Вселенной).
– Семья.
Долг перед семьей в чем-то схож с долгого брата перед государством. Семья, согласно патерналистской теории государства, всегда считалась и даже сейчас считается низовой структурной единицей государства. А монотеистические религии тем более имеют определенные, касающиеся ее, постулаты.
Масонская этика имеет взгляды на понятия свободы, равенства, справедливости. В целом их суть почти всегда была передовой, что отразилось на законодательстве, морали и устройствах государств, сформированных на аналогичных принципах. К ним можно отнести США, послереволюционную Францию и т.д.
Эзотерический и религиозный же символизм вносит вклад в общий пул идей. Последний, как и христианская и античная мифология имеют в себе концепт о перерождении в нечто более новое, лучшее, совершенное. Оперируя концепцией греха – можно сказать, что развивающийся и достойный человек сможет подняться вверх, избавившись от самого греха. Могу сказать, что в целом это не является чем-то новым. Такие концепции есть в большинстве мировых человеческих культур.
В заключении хочу сказать, что масонская мораль действительно опирается на понятия чести, справедливости и свободы. Столетиями руководствуясь ими – многие братья смогли сделать много хорошего для своих стран и всего человечества. И эти “столпы” остаются актуальными в том числе для современного общества.

 

Брат Сергей К.