Закон и справедливость в Древней Персии.

Древнеперсидское общество было очень специфическим с точки зрения законодательства и его правоприменения и сильно отличалось от более привычных нам обществ античности, таких как Греция или Рим. Поэтому стоит о нем поговорить подробнее.
Персидское общество было разделено изначально на три касты: атраван (учителя) – жрецы, хшатрапаван (властвующие) – воины, вастреошан (трудящиеся) – податное сословие: пастухи, земледельцы, торговцы, ремесленники. Когда персы создали свою империю, при Кире Великом, появилась четвертая каста: дипиран (пишущие) – чиновники, инженеры, врачи, такой себе аналог светской интеллигенции, изначально, выделившейся из жрецов.
Несмотря на само слово «каста», не следует путать персидские и индийские касты. В Персии были возможны и допускались межкастовые браки, можно было переходить из касты в касту, сдавая кастовый экзамен, иноплеменник принявший зороастризм входил в одну из каст, по умолчанию – вастреошан и т.д. У царя Ксеркса жена, например, была из жреческой касты.
Персидское законодательство (сейчас мы говорим о законах времен Ахеминидов), опиралось на кастовое разделение общество, но не так, как мы привыкли считать, например, по «русской правде», когда жизнь и здоровье холопа оценивалось гораздо ниже жизни и здоровья дружинника. В Персии было местами наоборот.
Наказания делились на три больших типа: за мелкие преступления могли высечь или оштрафовать, за серьезные преступления, типа разбоя или грабежа, в т.ч. и за непредумышленные убийства – отправляли на каторгу (зачастую, изгоняя из касты), а смертью карали за религиозные преступления или преступления против шаха и государства. Разберем их подробнее.
К религиозным преступлениям относились отправление запрещенных на территории империи дэвовских культов, осквернение (загрязнение) огня, речной/озерной воды и земли. Гомосексуализм также относился к религиозным преступлениям, однако, наказание для представителей разных каст было разным, жреца – казнили, воина – изгоняли из касты и могли отправить на каторгу, а вот простолюдина могли просто оштрафовать и выпороть. Здесь мы видим, что чем выше каста, тем больше ответственность накладывается на ее представителей.
К преступлениям против веры также приравнивалась работорговля. На территории самой Персии рабов не было, но на подконтрольных территориях допускались свои законы, например, в Египте или Вавилоне, но с жесткими ограничениями. Таким же преступлением считалось и ростовщичество.
К преступлениям против шаха (по сути, против государства) относился бунт против праведного шаха (если шах был неправеден, бунт поднимали сами жрецы и преступлением являлось неприсоединение к этому бунту – и случаи были). В этом случае тоже были кастовые различия, воина за бунт казнили, потому что хшатра приносила присягу шаху, а согнанному в ополчение крестьянину, могли всего лишь всыпать плетей и взыскать штраф, поскольку вполне разумно полагалось, что не дело крестьянина разбираться в высокой политике, а вот воины несут за свои действия полную ответственность.
Также к государственным преступлениям относилась фальшивомонетничество. Золотой «дарик» – первая в мире стандартизованная валюта, использовалась в расчетах не только на территории всей Персидской империи, но и в сопредельных государствах – Греции, Финикии и других. И за свой золотой стандарт персидские шахи очень сильно держались, поэтому участь фальшивомонетчика была незавидной, вне зависимости от его касты.
Священными животными в Персии являлись корова и собака (под собаками также понимались ежики и выдры) и причинение им вреда и тем более, убийство, каралось сильнее, чем убийство человека, причем, за убийство телят и щенков практически гарантировано полагалась смертная казнь. Логика была проста – детеныш животного не может защитить себя и поэтому его убийство – особо подлый поступок.
Наказания средней степени тяжести (с персидской точки зрения) наказывались каторгой. Ввел эту практику Кир Великий. Дело в том, что рабства в Персии не было, а тяжелые работы, причем не просто копание каналов, постройка дорог, добыча камня в карьерах и возведение крепостных стен, а в том числе и те, которые не сопоставимы с принципами ритуальной чистоты – чистка канализации, возня с мертвыми телами и т.д. – требовали достаточно большое количество рук. Поэтому за преступления средней тяжести человек отправлялся на каторгу, где и трудился определенное время на благо государства. Каторга была пожизненной в редчайших случаях, обычно, в зависимости от тяжести преступления ограничивалось 3-5 годами. Однако, часто вместе с каторгой изгоняли из касты, что также было достаточно тяжелым наказанием.
Что интересно, мошенничество наказывалось достаточно серьезно. Поскольку мошенничество – всегда результат лжи, а ложь – прерогатива дэвов, то такое преступление частично затрагивает религиозные статьи и условный персидский Мавроди имел неиллюзорную возможность отправиться на каторгу пожизненно.
Ну а всякие там мелкие кражи, нанесение легких телесных повреждений, дебош, вовремя не возвращенный долг – каралось штрафом или плетьми
В целом мы видим сословное право, которое относится к более высоким кастам более жестко, чем к низким, оценивая всю степень ответственности и власти для каждой из каст. Степень жесткости законов – относительно невелика, с теми же «драконтовыми» законами не сравнить. Редчайший случай, когда в античности присутствуют настолько жесткие экологические законы, единственным аналогом можно вспомнить отношение египтян к Нилу, но там речь шла только о Ниле, как священной реке, а не к рекам вообще, поэтому даже такая аналогия не точна.
Некоторые нормы древнеперсидского законодательства вполне могли бы найти применение и в наше время

 

Брат Дмитрий